Диеты

Развитие ребенка до года

Первый месяц жизни. У новорожденного ребенка очень активно развивается головной мозг, внутреннее ухо и слух, голосовые связки и зрительное восприятие мира. В качественном усвоении окружающей речи основная роль принадлежит именно слуху ребенка. Если ребенок лишен возможности слышать разговоры, то речь без специального трудоемкого обучения развиваться у него вообще не может. Часто исследователи замечают наличие чувствительности к звукам окружающей среды у новорожденных по таким реакциям, как: резкое изменение двигательной активности, сморщивание лицевых мышц, движения век, изменения ритма и частоты дыхания ребенка, а также нацеливание глаз и поворота головы к источнику шума, а еще затормаживание сосательных движений. Примерно на 2-3-й неделе после рождения появляется еще одна, новая реакция, в сравнении с уже наличествующими у ребенка при рождении. Эта реакция выражена в торможении общей двигательной активности при наличии звука. Несколько позже, на 3-4-й неделе после родов, как указывают современные ученые, такое же слуховое сосредоточение родитель может получить не только на сравнительно сильный звук, но и на речевое обращение взрослого к ребенку. Также для появления и развития речи очень важным является зрительное восприятие, которое считается основным средством исследования окружающего мира в течении первого года жизни и развития ребенка. У каждого ребенка с первых же дней его жизни сразу заложен ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций на окружение - это так называемый зрачковый рефлекс, зажмуривание глаз при раздражении ярким светом, поворот головы и к источнику света, неотрывное слежение глазами и повороты головы за медленно перемещающейся целью.

В течение первого месяца жизни при развитии ребенка возникают новые зрительные реакции: часто на 3-4-й неделе - это зрительное сосредоточение или же удерживание внимания на определенном предмете. Также на первом месяце жизни значительно увеличивается то расстояние, на котором развитие ребенка таково, что он может пристально наблюдать за движущимися предметами. И если сразу после рождения данное расстояние равно приблизительно 20-30 см от глаз ребенка до цели, то к окончанию первого месяца жизни такое расстояние уже равно 1-1,5м. Все голосовые проявления в таком малом возрасте связаны исключительно криком, который, впрочем, уже тогда имеет различную тональность. Не стоит пугаться крика, ведь он является главным показателем развития у ребенка речи. У здорового ребенка крик очень громкий, звуки чистые, с весьма коротким вдохом и очень протяжным выдохом. Насторожить родителя должен слишком пронзительный или же наоборот, очень тихий крик, который представлен в виде отдельных разделенных вскриков или всхлипываний, которые ребенок издает в момент вдоха. В самых тяжелых случаях вообще может наблюдаться отсутствие крика.

Второй месяц жизни и развития ребенка. Замечено, что примерно с полутора месяцев у при развитии ребенка в его разговоре появляется агуканье - голосовая реакция на раздражители, проявляющаяся в издавании гласных звуков. При этом крик становится интонированным. Насторожить взрослого способен однообразный крик, в котором отсутствуют интонации. Также отмечается возрастание длительности зрительного сосредоточения на предметах, у ребенка уже заметен самостоятельный поворот глаз в сторону предмета или источника звука. Именно это является подтверждением слухового восприятия: ребенок сперва поворачивает голову на звук сбоку, а затем запрокидывает голову на источник звука над головой.

Третий месяц жизни. Агуканье становится гораздо разнообразнее, среди звуков появляются согласные звуки «г», «б», «в» и т. д. Сначала звуки звучат очень коротко и отрывисто. Впрочем, в процессе развития в ответ на различные поощрения развитие ребенка продолжается и он активизирует агуканье; тогда происходит что-то вроде разговора, когда родители агукают вместе с ребенком. Первые взаимоотношения между родителями и ребенком строятся именно на основе такого эмоционального общения. На улыбку взрослого ребенок также отвечает улыбкой, а на речь взрослого - произнесением разнообразных звуков. Также в это время происходит активный рост слухового и зрительного восприятия  развития ребенка. Слуховые раздражители уже способны вызывать у ребенка зрительную реакцию. На звук голоса ребенок поворачивает голову и ищет глазами человека; задев рукой игрушку, сразу фокусирует на ней взор. На третьем месяце развития ребенок уже способен следить за движущимся предметом на расстоянии в 4-7 метров а также за предметом, который перемещается одновременно в разных плоскостях. Общение ребенка со взрослым также проводится на основе зрительного восприятия малыша. Зрительное восприятие в данном случае является главным средством познания мира вокруг в этот период.

Четвертый месяц жизни. По прошествии четырех месяцев с момента рождения и начала развития ребенок уже различает простые фразы взрослого по используемой интонации. Также развитие ребенка таково, что он уже способен длительно удерживать предмет в поле своего зрения. Ребенок следит взглядом за предметом, что движется в разных направлениях.

Пятый и шестой месяц жизни. К шести месяцам ребенок уже хорошо определяет размещение источника звука в пространстве. Этот период в жизни характеризуется быстрым развитием руки как органа познания и действия. В голосовых реакциях появляется новообразование - появление лепета. Звуки агукания постепенно заменяются на произнесение различных слогов, которые заканчиваются гласными звуками: «ба», «па», «ма». Этот период лепета крайне важен, ведь ради своего развития ребенок подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и одновременно тренирует фонематический и физический слух. В лепете начинают проявляться интонации удовольствия и неприязни. В процессе последующего развития ребенок начинает различать и понимать жесты окружающих людей. Постепенно развивается начальное ситуационное восприятие обращенной к ребенку речи. Он способен без раздражителей находить глазами членов семьи и отчетливо различает чужих людей.

От восьми до десяти месяцев жизни. Это уже период модулированного лепета ребенка. Развитие ребенка к этому времени вполне достаточно и он способен по подражанию взрослым произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время крайне важно поощрять ребенка к произнесению слогов, поскольку он уже способен повторять интонации. Именно голосом ребенок выражает свои эмоции и надобности. Ребенок активно лепечет при общении со взрослым и внимательно слушает речь родителей. Голосовые реакции в развитии ребенка теперь отделяются от общего комплекса оживления и являются активной формой общения ребенка с окружающими. Неблагоприятными факторами являются: носовой звук лепета или же его затухание. Также именно в этот период развивается осмысленное понимание речи. Опорой в понимании речи в основном является зрительное восприятие ребенка.

От десяти до двенадцати месяцев. Дети уже способны понимать обращенную непосредственно к ним речь, могут исполнять простые просьбы и приказы взрослых, если они подкреплены жестами. В активном лепете в развитии ребенка уже появляются первые слитные слова. Надо отметить, что запас слов годовалого ребенка не одинаков, он может варьироваться от 2-3 слов и до 40-50. Также бывают дети, которые к этому возрасту еще не имеют в активном словаре слов, но при этом демонстрируют хорошее понимание речи взрослых. Первыми словами в развитии ребенка являются обычно ударные слоги знакомых часто произносимых слов: "ка" - каша, "пу" - капуста; или же простые двусложные слова, состоящие из одинаковых повторяющихся слогов, типа: "мама", "папа", "баба" и т.д. Данные слоги и самые простейшие слова можно считать  словами-предложениями, поскольку для ребенка они обозначают целые понятия, хотя конечно в этих словах-предложениях и не имеется сочетания по грамматическим правилам родного языка.



Оставить отзыв/комментарий

Поделитесь этой статьей с друзьями: